Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду его души. Чем тоньше это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души, тем в большей мере становится маленький ребёнок воспитателем самого себя. В.А. Сухомлинский
Тема эссе , Нравственное воспитание ребёнка
Душа! А что есть душа ? «Наш внутренний мир» , ответите вы. Она словно второе «Я», только без тела, но способна испытывать многообразные чувства. Душа любит, ненавидит, страдает, может быть благодарной, испытывать страх и этот список не перечислить.
Где душа нашла приют ? В каких уголках нашего тела прячется она ? Возможно в сердце… Ведь недаром говорят: «люблю душой», «моя душа болит», «душа не на месте» и наши руки, не задумываясь, указывают область сердца.
Может она нашла свою обитель в голове ? Вряд ли… «Думать душой» , просто невозможно. Душа может чего-то хотеть, желать, чувствовать, ощущать, но не мыслить.
У нас у взрослых «душа потёмки», сложно рассмотреть и разгадать зрелую душу, чего не скажешь о детской душе.
Душа ребёнка искренна, чиста и невинна. И то, что в этих душах зарождаются чувства зла, жадности, зависти, двуличия, не наша ли с вами вина ? Не сами ли мы порой сеем в душах наших детей злые пороки ? Не бывает плохих детей, есть плохие взрослые.
Жестокий ребёнок, ребёнок агрессор! Где мы, взрослые, были, когда он первый раз наступил и раздавил жучка ? Когда тянул за хвост кошку ? Мы умилялись цепкой хваткой малыша, или просто не обратили на это внимание ?
Мы, взрослые, часто навязываем своему ребенку с кем заводить дружеские отношения, а с кем не общаться, тем самым ограждая его от дурного, на наш взгляд, влияния сверстников. И таких примеров нашего «безобидного» воспитания бесконечное множество.
Есть ли средство искоренить в душе ребёнка сорняки проросших пороков и взрастить в их душах добро ?
Мы сами ? Наш пример ? Но не бывает ли так, что наши слова частенько расходятся с делом ? А потом удивляемся, откуда в ребёнке развилось двуличие ?
Нет, не может быть такого, чтобы не было средства для «лечения» души! Для себя я открыла, что таким «бальзамом» для души может быть только книга.
На себе я испытываю её целебные свойства. В минуты душевного не равновесия меня спасает только книга. Лишь в ней я могу найти ответы на любые жизненные вопросы. И в подтверждение слова:
Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет- Это книга , Т.Л.Щепкина , Куперник
Что может затронуть детскую душу ? Художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка.
За долгие годы работы в дошкольном учреждении я обратила внимание, что дети не проявляют особого интереса к книгам. А ведь именно книга является для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и духовных начал.
Именно книга позволят проникнуть в глубины человеческой души. Из книг ребёнок черпает не только научные знания, но и учится, пожалуй, самому сложному в жизни, умению «вглядываться» в человека, видеть и понимать поступки, мысли, чувства окружающих.
Ребенок легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, чувствовать уверенность в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
Я не устану убеждать вас в том, что именно книга , тот незаменимый инструмент, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Чтение книги превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, другие времена, открывая ребенку мир эмоций и чувств, воспитывая Человека!
В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Разговор о важности книги как средства развития человеческой души можно вести бесконечно, но то, что мы, взрослые, осознавая ценность книги в воспитании душевности и чуткости, не используем её на благо наших детей, то ребёнку ничего не остается, как выбрать другое средство, а какой оно даст результат остается только догадываться.
Эссе, воспитателя высшей категории, Григорьевой Оксаны Александровны.